Воскресенье, 22.12.2024, 07:04
| RSS

Главная | Средние танки - Флудилка

[Новые сообщения · Участники · Правила флудилки · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Средние танки
AndronalinДата: Понедельник, 10.11.2008, 12:49 | Сообщение # 1
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний многобашенный танк Т-12/Т-24


Средний танк Т-12

История создания:

В ходе гражданской войны применение танковых отрядов, если его рассматривать на фоне действий бронепоездов, носило весьма эпизодический характер. Тем не менее специально созданная организация “Центробронь” с самого начала уделяла огромное внимание гусеничным боевым машинам, предвидя их огромное значение в будущем.
2 ноября 1919 года в газете “Известия Народного комиссариата по военным делам” были опубликованы условия открытого конкурса на проект танка для Красной Армии. По итогам конкурса первую премию присудили проекту десятитонного плавающего танка инженера Г. В. Кондратьева, проходившего под девизом “Теплоход типа AM”. Постройку двух таких машин начал, но так и не завершил Ижорский завод. В отличие от сормовских собратьев, представлявших собой переделку французских “Рено FT17/18”, танк Кондратьева был полностью оригинальной разработкой. На второй открытый конкурс, проводившийся в 1922 году, представили еще 7 проектов. Как видим, деятельность по проектированию танков велась весьма оживленно, несмотря на то, что экономика страны еще не позволяла организовать даже экспериментальное танкостроение.
В 1923 году работу по систематизации имеющегося опыта проектирования танков возложили на Главное управление военной промышленности ВСНХ. Годом позже в системе Орудийно-арсенального треста (ОАТ) создается московское танковое бюро, возглавленное С. П. Шукаловым. В числе оригинальных разработок этого коллектива — проекты восемнадцатитонного танка ГУВП* и шестнадцатитонного ГУВП**. Первый больше напоминал поставленную на гусеничный ход бронепоездную площадку с концевой башней.


Проекты ГУВП* (вверху) и ГУВП** (внизу)

Всю среднюю и кормовую часть занимал каземат, начисто исключавший стрельбу башенного орудия в заднем секторе (считалось, что при прорыве неприятельской обороны основные цели, достойные трехдюймового снаряда, будут находиться впереди и на фланге). Круговой обстрел обеспечивался шестью пулеметами. Машина несла 13-мм броню, обслуживалась экипажем из 6 человек и по расчетам должна была перемещаться с максимальной скоростью 20 км/ч. Компоновка ГУВП ** явно была заимствована у французского танка 2С, однако носовая башня с 45-мм пушкой имела возможность кругового обстрела за исключением незначительного пространства, перекрываемого кормовой пулеметной башней. Особой оригинальностью отличалась подвеска, рассчитанная на скорость до 20 км/ч. На танк предполагалось установить 4 пулемета, максимальная толщина брони должна была составить 22 мм, экипаж — 5 человек.
Но армия требовала экстренных мер в оснащении броневых сил новой материальной частью. В строю находились устаревшие, предельно изношенные трофейные машины.

К апрелю 1925 года сложилось критическое положение и с танковым вооружением. Обеспеченность танков “Рикардо” (Mk V) исправными 57-мм пушками Гочкиса равнялась 10%, а пушечные “Рено” вообще оказались фактически разоруженными. В качестве хоть какой-то замены предлагалось использовать пулеметы “максим”.
24 октября 1925 года в Мобилизационно-плановом управлении РККА прошло совещание по проблемам танкового строительства, систематизировавшее уже ведущиеся проектно-конструкторские работы. Решением совещания фактически сворачивалось проектирование “позиционного” или “большого” (тяжелого) танка, а все усилия концентрировались на создании “маневренного” и “малого” танков. Последний под индексом Т-16 прошел генеральные испытания, а 6 июля 1927 года решением РВС СССР был принят на вооружение и с тех пор известен как Т-18 (МС-1).
Задание 1-12-32 на проектирование и изготовление “маневренного” танка было выдано 20 декабря 1927 года Орудийно-арсенальному тресту с тем условием, что в период постройки машины на Государственном Харьковском паровозостроительном заводе (ГХПЗ) конструкторское бюро ОАТ окажет последнему техническую помощь.

Танковое КБ было создано на ГХПЗ только в октябре 1927 года и, разумеется, не имело еще никакого опыта по конструированию танков (как, впрочем, и весь завод, занимавшийся производством локомотивов и гусеничных тракторов “Коммунар”). Это и предопределило разделение труда между ГХПЗ и ОАТ: в Харькове разрабатывались трансмиссия и ходовая часть, в Москве — корпус и башня. Надо сказать, что ОАТ довольно прохладно отнесся к проектированию Т-12 (такой индекс получил “маневренный” танк) и постарался основную часть задания переложить на плечи харьковских конструкторов. Более полугода в Москве под руководством представителей ОАТ главного конструктора С. Шукалова и ведущего конструктора О. Иванова трудились их коллеги с ГХПЗ (танковая группа конструкторов во главе с И.Н. Алексенко которая разрабатывала детали корпуса и башни, рабочие места членов экипажа, установку вооружения, смотровые приборы и т. д.). В работах по Т-12, проводившихся в Харькове, принимал участие представитель ОАТ военный инженер Н. М. Тоскин. С октября 1928 года к созданию этой машины подключился двадцатитрехлетний техник-чертежник Александр Морозов — в будущем руководитель танкового бюро ГХПЗ, выдающийся конструктор, дважды Герой Социалистического Труда.

Концепция Т-12 представляла собой синтез опыта, накопленного при проектировании Т-18, и идеи многоярусного расположения вооружения, последовательно проводимой американцами на опытных средних танках серии Т.1 (мод. 1921—1925 гг.). Все вооружение (а Т-12 создавался под 45-мм пушку и 3 установки спаренных пулеметов системы Федорова) размещалось двухъярусно в башнях — главной и независимо вращающейся малой пулеметной. Серьезный недостаток такого размещения вооружения заключался в том, что вращение главной башни неизбежно сбивало наводку малой. Кроме того, многоярусность влекла за собой увеличение высоты танка до 3 м, что делало его очень заметным и трудномаскируемым.
Чистая масса танка составила 14 280 кг. В боевом положении, то есть с экипажем 4 человека, боекомплектом (100 патронов к пушке и 4000 к пулеметам), горючим и т. п., удельное давление при погружении гусеничных цепей на 100 мм в мягкий грунт составляло 0,45 кг/см2.

Для танка был предусмотрен восьмицилиндровый авиамотор “Испано”, развивавший мощность до 200 л. с. при 1500 об/мин. При этом учитывалась его возможная замена на 180-сильный (при 1800 об/мин) специализированный двигатель.
Для Т-12 было характерным нетипичное для советского танкостроения расположение механизма-водителя — справа от продольной оси машины. В ходовой части применили весьма удачный механизм натяжения гусениц. Максимальная скорость равнялась 26 км/ч, причем планетарная коробка передач позволяла изменять режим движения на 15, 7 и 2,7 км/ч, сохраняя возможность реверса на всех скоростях. Новинкой стал и ленточный плавающий тормоз профессора В. И. Заславского.
Вертикальная бронировка выполнялась из 22-мм брони, горизонтальная— из 12-мм. Механизм поворота главной башни имел механический привод, наведение на цель пулеметной башни осуществлялось с помощью спинного упора.
Т-12, как и его предшественник Т-18, оборудовался “хвостом” — он увеличивал длину машины на 690 мм и позволял переезжать через окоп шириной 2,65 м. Наибольший преодолеваемый угол подъема—40o.
Испытывали новый танк с 28 апреля по 9 мая 1930 года. На испытания танка прибыл наркомвоенмор тов. Ворошилов, начальник УММ тов. Халепский и нач. техуправления УММ тов. Бокис. Танк на испытаниях вел себя достойно. На твердом грунте он легко достигал скорости 26 км/ч, преодолевал окопы шириной до 2 м.
На эти испытания танк вышел с пулеметом Кольта в шаровой установке Шпагина (отечественный ДТ еще не был готов). При стрельбе из пулемета отмечалась хорошая меткость (60% пуль попало в цель). Однако были отмечены и недостатки: слетала гусеница, после 20 переключений коробка передач сбрасывала скорость, а после расходования 90 литров бензина он почему-то прекращал поступать к двигателю, хотя в баках еще оставалось примерно 130 литров. Но в целом танк признали соответствующим требованиям и рекомендован для принятия на вооружение с учетом устранения выявленных недостатков.
Одновременно артиллеристы провели экспериментальный обстрел 22-мм и 18-мм бронеплит и дали заключение о стойкости брони. Акты испытаний подписали главный инженер завода С.Н.Махонин и начальник КБ И.Н.Алексенко. По их результатам заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.

Фотографии опытного среднего танка Т-12

..
..
..

****************************************************************
..
..
..


Средний танк Т-24

Одним из сюрпризов военного парада, посвященного 14-й годовщине Великого Октября, несомненно, стал показ новой боевой техники. В ее числе были и Т-24 — первые серийные средние танки Страны Советов. Присутствовавшие на Красной площади руководители оборонной промышленности, командиры РККА, инженеры и конструкторы не могли скрыть своей гордости: грозные по тем временам бронированные машины свидетельствовали о том, что молодое советское танкостроение, созданное всего десятилетие назад, уже прочно стоит на ногах.
По результатам испытыний танка Т-12 заводское КБ ГХПЗ приняло самое активное участие в доводке машины, выполнив, по существу, капитальную модернизацию исходного образца, получившего в итоге новое обозначение Т-24. Таким образом Т-24 является прямым потомком танка Т-12. Главным аргументом для столь глубокого изменения конструкции стал недостаточный запас хода Т-12.
27 марта 1930 года в Управлении механизации и моторизации РККА состоялось совещание по вопросу изготовления установочной серии Т-24 в количестве 15 единиц. Первые три Т-24 были изготовлены к концу июля 1930 года, и один из них был отправлен на сравнительные испытания с Т-12.
Первый день испытаний (24 июля 1930 года) не принес никаких неожиданностей, но и восторгов тоже. Танк вел себя почти так же как и Т-12. Через три дня было назначено испытание 45-мм пушки Соколова, которую вместе с башней переставили с Т-12, и тут случилось ЧП. 26 июля 1930 года у танка, двигавшегося по мягкому грунту с орудием и боекомплектом в 10 снарядов, вдруг загорелся двигатель. В донесении о происшествии Наркомвоенмору тов. Ворошилову этот случай описывается так: "...тов. Владимиров остановил танк, помог экипажу покинуть машину, открыл мотор и сбил 75% пламени штатным огнетушителем, после чего одел противогаз и, забравшись в моторное отделение, полностью потушил огонь песком и собственной одеждой..."


Т-24 во дворе ВАММ (вид спереди и сзади). 1940.

Танк был спасен, но для дальнейших испытаний был необходим его ремонт. Башня с вооружением вновь вернулась на Т-12, где орудие тоже вышло из строя. Кстати 45-мм пушка Соколова, установленная в 1930 г. в танке как временная мера, до освоения 45-мм "системы ОАТ танковой полуавтоматической пушки ГУВП образца 1925 г.", утвержденной Журналом Арткома от 18.6.1926 № 693, оказалась очень неудачной для танка, и потому оно практически не производилось (есть предположение, что было выпущено всего два 45-мм танковых орудия Соколова). Пушка же системы ОАТ осваивалась заводом №8 еще почти два года. Проектированием 57-мм гаубицы занимался П.Сячинтов. Он создал для своего времени революционную конструкцию, однако заказ на ее изготовление подтвержден не был и многие технические решения, заложенные в ней, увидели свет только в 76,2-мм пушке ПС-3.
Боевая масса Т-24 составила 18,5 тонн, при этом толщина брони была 20 мм для вертикальных плит и 8,5 мм для горизонтальных, что обеспечивало защищенность от огня крупнокалиберных пулеметов на всех дистанциях. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой появился люк с откидной крышкой. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства. Ходовая часть была унифицирована с артиллерийским тягачом "Коминтерн". Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. В целом трансмиссия по конструкции агрегатов находилась на весьма высоком уровне.
Серийным производством Т-24 должны были заниматься ХПЗ и ЧТЗ. На 1930/31 год был запланирован выпуск 200 машин, но как было модно в те годы, руководством ГУВП были приняты встречные обязательства и план вырос до 300. Произвели же их много меньше - 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из них удалось собрать и принять госприемкой 24 танка. Почему так мало? Принято считать, что танк обладал рядом серьезных недостатков, помешавших его массовому производству, однако истина лежит, видимо, в иной плоскости. Ведь не помешала такая же масса недоработок серийному выпуску МС-1, Т-26 и т.д., почему же здесь обстояло иначе?
В фондах РГВА найдена переписка т.т. Халепского, Заславского и Ворошилова (ноябрь 1930 - февраль 1932 гг.), из которой можно понять, что глава УММ был очарован "танком ГРОТТО" (так И.Халепский именовал экспериментальный средний танк конструкции немецкого инженера Э. Гроте) и всячески восхвалял его. В частности он отмечал лучшие вооружение, плавность хода, легкость в управлении, обзор и даже ... простоту изготовления этого танка по сравнению не только с Т-12/Т-24, но и с танками "...американца Кристи, которые я видел в прошлом году в Америке". При этом тов. Заславский, отвечавший за Т-24, сетовал Ворошилову на малое внимание к освоению серийного выпуска изделия ГХПЗ.

А тов. Ворошилов, отвечая Заславскому, чтобы тот обходился собственными силами, интересовался у Халепского: "... когда же новый и необходимый танк (Гроте) наконец появится в частях Красной армии?" Это продолжалось практически целый год. Завод сидел без финансирования и материалов, а начальство ждало окончания испытаний танка Гроте, потом изучало и обобщало их результаты и т.д. Но танк "ТГ" принят на вооружение не был, а мощности ХПЗ уже были заняты новым заказом - освоением того самого танка Кристи, который незадолго до того был отвергнут Халепским.
Штатную 45-мм пушку Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого они снабжались только пулеметами (впрочем, первые танки БТ, к выпуску которых ГХПЗ приступил в 1931 году, были тоже чисто пулеметными). В войсках Т-24 использовались первоначально в качестве танков усиления, но вскоре их перевели в разряд учебных машин. Принять участие в боевых действиях им так и не довелось.
В конце 20-х - начале 30-х годов, когда отечественное танкостроение только формировалось, вырабатывались его концепции, готовились кадры, появился целый ряд оригинальных конструкций, от танкетки Т-17 до среднего "танка Гротте". В их числе находился и Т-24 - первый отечественный средний танк. На новых машинах оценивались оптимальные соотношения таких параметров, как бронирование, вооружение, скорость, проходимость маневренность и другие. Опробовались различные виды силовых передач, подвесок, гусеничных траков, отрабатывались схемы размещения и варианты установок вооружения. Буквально все делалось впервые. Естественно, что на этом этапе получить совершенные конструкции было крайне сложно, а скорее - просто невозможно. Неудивительно, что для первых отечественных танков характерными являлись такие недостатки, как ненадежная работа моторно-трансмиссионной группы, частое спадание гусениц, плохие проходимости и управляемость. В итоге в крупносерийном производстве состоял только Т-18, и нельзя сказать, что эти машины, особенно первых промышленных серий, вызывали у танкистов восторг.
Танк Т-24 сняли с производства почти сразу, так как при его эксплуатации в войсках вскрылись его технические и эксплуатационные недостатки. Тем не менее, он сыграл значительную роль в истории отечественного танкостроения. Первые проекты, первые танки и попытка их производства позволили получить изначальный опыт, без которого было бы немыслимо создание мощной танковой промышленности в СССР.

Фотографии среднего танка Т-24



Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Понедельник, 10.11.2008, 12:52 | Сообщение # 2
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний многобашенный танк Т-28

Средний многобашенный танк Т-28, наряду со своим тяжелым "собратом" Т-35, был символом мощи Рабоче-Крестьянской Красной Армии в предвоенные годы. Его облик знаком многим по кадрам кинохроники, запечатлевшим могучие стальные крепости, проходящие в парадном строю по Красной Площади.

В 1931 году коллектив Опытного конструкторско-механического отдела Машиностроительного завода "Большевик" в Ленинграде, возглавляемый Н. В. Барыковым, приступил к проектированию трехбашенного среднего танка, предназначенного для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве укрепленных оборонительных полос.

Ведущим конструктором проекта был назначен Н.В.Цейц. В конце года первый прототип нового танка был выведен на заводские испытания.

В главной башне прототипа размещалась 45-мм танковая пушка и пулемет ДТ в шаровой установке. В двух малых пулеметных башнях устанавливались еще два ДТ. Для поворота главной башни использовался электропривод, что являлось новинкой для того времени, а для удобства работы экипажа в ней имелся также подвесной полик. Конструкция ходовой части танка, весившего 18 тонн, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление препятствий. Вместе с тем, при первом же испытании в ней выявилось большое число недоработок, как впрочем и в силовой установке.

В связи с загруженностью танкового производства завода "Большевик" (выделенного в 1932 году в самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова) программой выпуска танка T-26, серийное производство трехбашенного среднего танка было поручено заводу "Красный путиловец" (с 1934 года - Кировский завод). Проектная документация и опытный образец танка поступили туда в октябре-ноябре 1932 года.

Для обслуживания серийного производства при техническом отделе заводоуправления была создана специальная конструкторская группа, преобразованная в 1934 году в специальное конструкторское бюро СКБ-2, которое возглавил О.М.Иванов. Конструкторской же группой первоначально руководил Н.Ф.Комарчев, а с 1933 года А.Г.Ефимов.

Для оказания помощи при организации серийного производства на "Красный путиловец" был направлен начальник ОКМО Н.В.Барыков. В мае 1937 года после ареста О.М.Иванова, начальником СКБ 2 стал 29-летний Ж.Я.Котин.

К 25 февраля 1933 года были изготовлены первые 8 бронекорпусов и началась сборка первых четырех танков. К 1 мая завод выпустил 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. 11 августа 1933 года танк был принят на вооружение мотомеханизированных войск РККА под маркой Т-28.

Заказ РККА на 1933 год составлял 90 танков, однако в войска была сдана только 41 машина. Т-28 производился в течение восьми лет, и всего за это время было выпущено 503 танка.

Серийный Т-28 существенно отличался от прототипа. При сохранении общей компоновки и схемы расположения башен существенным изменениям подвергся корпус, конструкция которого стала сварной. В главной башне измененной формы с развитой кормовой нишей, вместо 45-мм установили 76,2-мм пушку.

Подверглись усовершенствованию ходовая часть и моторно-трансмиссионное отделение. Танк Т-28 производился несколькими сериями. Начиная со второй серии, в конструкцию танка вносились многочисленные (более 600) изменения.

Вместе с тем, крупных модернизаций, сильно затронувших боевые характеристики танка, было только три. С 1938 года начала устанавливаться новая более мощная 76,2-мм пушка Л-10. Справедливости ради следует отметить, что исправных Л-10 не хватало и часть танков по-прежнему оснащалась КТ. С декабря следующего года, с учетом опыта боев на Карельском перешейке, броню танка усилили экранами. Толщина лобовых листов корпуса и башен выросла до 50-80 мм, а бортовых и кормовых – до 40 мм. Масса такого танка, получившего в послевоенной литературе обозначение Т-28э (экранированный), возросла до 32 тонн. И, наконец, в 1940 году были выпущены танки последней серии, имевшие главную башню конической формы.

Следует отметить, что в процессе серийного производства удалось достигнуть высокой степени унификации с тяжелым танком Т-35. Например, главная башня (как цилиндрической, так и конической формы) и пулеметные башни на обоих типах машин были одинаковые. Первоначально, танк вооружался 76,2-мм танковой пушкой КТ ("Кировская танковая" - КТ-28) обр.1927/32 года, в установке которой использовалась качающаяся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 года.

Малые башни вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Каждая башня могла вращаться от упора в стенку кабины механика-водителя до упора в стенку корпуса танка, горизонтальный угол обстрела при этом составлял 165°.

На танках последних серий на люке наводчика появилась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.

В целом конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего времени. Состав и расположение вооружения, применительно к идее многобашенной компоновки, были оптимальными. Три башни, размещенные в два яруса, при независимом их управлении обеспечивали эффективное сопровождение пехоты массированным огнем, который мог управляться и корректироваться одним командиром (чего не скажешь о Т-35, пятью башнями которого управлять в бою одному командиру было физически невозможно).

Вместе с тем, танк имел и существенные недостатки, особенно в системах двигателя и трансмиссии. Быстро изнашивалась и ходовая часть: лопались рессоры, выходили из строя детали подвески, ломались шестерни бортовых передач. Танки с трудом проходили приемосдаточный пробег, а затем на завод начинали поступать рекламации из войск. Несмотря на ряд переделок и улучшений - усиление амортизаторов ходовых тележек, применение опорных катков с внутренней амортизацией, постоянное совершенствование агрегатов двигателя и трансмиссии - недостатки полностью устранить не удалось. Во многом это было связано как со скудной агрегатной базой, так и с достаточно низкой технологией изготовления. Не сразу были готовы к приему столь сложных боевых машин и войска.

Фотографии среднего танка Т-28



Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Понедельник, 10.11.2008, 12:58 | Сообщение # 3
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний танк Т-34-76 обр. 1940 г. (с пушкой Л-11)

Танки Т-34-76, выпускавшиеся в 1940 г., имели боевую массу 26,8 т и были вооружены 76-мм пушкой Л-11 образца 1939 г., длиной ствола 30,5 калибров. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. Заметим при этом, что пушка не выступала за переднюю часть корпуса. Башня танка — сварная, из катанных броневых листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30°. В боковых стенках монтировались смотровые приборы, а в кормовой стенке башни имелась съемная, установленная на болтах броневая накладка.
Она закрывала прямоугольное отверстие, через которое проводилась смена ствола пушки. Опыт боев показал, что это было уязвимым местом, и впоследствии задняя стенка башни делалась сплошной. Замена ствола пушки стала осуществляться при поднятии кормы башни над корпусом. Танки первых выпусков имели носовую часть корпуса только им собтекаемой формы. Верхний и нижний 45-миллиметровые броневые листы крепились гужонами к поперечной стальной балке. Оригинальной формы был люк с откидной крышкой для механика-водителя.
В крышке имелся смотровой перископический прибор, а слева и справа от нее размещались дополнительные смотровые приборы, позволяющие водителю в определенных пределах вести обзор влево и вправо. Траки гусениц остались старого образца, как и на БТ (разумеется, большей ширины — 55 см), гладкие, без развития. Кормовой лист корпуса съемный, на болтах, крепился к боковым стенкам. На крыше башни находился один большой люк трапециевидной формы.


Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Вторник, 18.11.2008, 19:56 | Сообщение # 4
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний танк Т-34-76 обр. 1941/42 г. (с пушкой Ф-32/Ф-34)

Обратимся к танку образца 1941/42 г., хотя это чисто условное обозначение. Трудно сказать, когда именно и на каком заводе оформился этот вариант Т-34. Машины 1941/42 гг. стали вооружаться пушкой Ф-32 с длиной ствола 31,5 калибров. Перешли к безбалочному креплению передних краев лобовых броневых листов. Теперь они соединялись сварным швом. Изменилась форма бронировки откатных приспособлений пушки. По аналогии с машинами ранних выпусков иногда стала устанавливаться литая башня, впрочем, сохранившая форму предыдущей — сварной. Изготовление литой башни облегчило производство и позволило увеличить выпуск танков. Изменилась форма люка в крыше башни. Люк механика-водителя получил прямоугольную форму с двумя отдельно стоящими в нем перископическими смотровыми приборами, прикрытыми броневыми заслонками. Водитель мог пользоваться любым из них (второй служил резервным на случай выхода из строя первого).

Ширина траков гусеницы была уменьшена с 55 до 50 см, и они получили развитую поверхность. В результате улучшились маневренные свойства танка за счет лучшего зацепления гусениц с грунтом. Часть машин стала оснащаться опорными катками без резиновых бандажей, с так называемой внутренней амортизацией. Это делалось в целях экономии дефицитной резины, но приводило к быстрому изнашиванию резины внутренней амортизации и усложняло производство. Внутренняя амортизация катков не получила широкого распространения и в дальнейшем лишь периодически применялась на некоторых сериях разных заводов. Направляющие же катки потеряли обрезинку навсегда, в данном случае экономия оказалась к месту. Боевая масса танка образца 1941/42 г. возросла.


Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Вторник, 18.11.2008, 19:59 | Сообщение # 5
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний танк Т-34-76 обр. 1942 г. (с литой башней)

Опытные литые башни устанавливались и на первые серийные танки обр. 1940 г., но массовый характер эта практика приобрела в 1941/42 гг. Литые башни были дешевле и проще в изготовлении, чем сварные, но отличались некоторой грубостью и недостаточной отделкой.

Бронестойкость литых башен по сравнению со сварными была повыщена не только за счет более выгодной формы, но и за счет отсутствия сварных швов, ослаблявших конструкцию башни.



Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Вторник, 18.11.2008, 20:05 | Сообщение # 6
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний танк Т-34-76 обр. 1942/43 г. (с шестигранной башней)

Для увеличения свободного объема в башне опоры цапф пушки были вынесены вперед за ее лобовую часть. Это и вызвало появление на ней выпуклой наделки. Литая башня получила шестигранную форму. На ее крыше было уже два люка — командира и заряжающего. Введена пятискоростная коробка передач (вместо четырехскоростной), что улучшило тяговые характеристики двигателя. Устанавливались более эффективные воздухоочиститель и всережимный регулятор топливного насоса. Катки употреблялись либо с обрезинкой, либо с внутренней амортизацией, как сплошные, так и облегченные, с ребрами жесткости, к тому же в разных сочетаниях. Была установлена более мощная радиостанция 9-Р вместо 71-ТК-3, причем она теперь ставилась на всех машинах, а не только на командирских.

Еще в конце 1942 г. на ЧКЗ было предложено оснастить Т-34 командирской башенкой, разработанной для экспериментального среднего танка KB-13. Ее стали устанавливать на танках выпуска 1943 г. Неподвижная башенка имела по основанию 5 смотровых щелей со стеклоблоками, а в крыше — перископический прибор наблюдения МК-4. В ней же — люк с крышкой, через который осуществлялась посадка наводчика (его тогда называли командир башни или башнер) и командира. Заряжающий имел свой круглый люк справа от командирской башенки, и тоже получил свой прибор МК-4 в крыше башни. На части танков ставилась новая литая башня более округлых очертаний.


Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Вторник, 18.11.2008, 20:14 | Сообщение # 7
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний танк Т-34-85

Т-34-85 является сильно модернизированной версией самого массового советского танка Т-34-76. Необходимость в перевооружении машины была ясна еще в 1942 году, но главным толчком к началу модернизации послужил печальный опыт Курской битвы, где победа наших войск была достигнута ценой огромных потерь. Советские 76-мм танковые пушки пробивали броню новых немецких танков лишь с расстояния 500 м, в то время как «Тигры» и «Пантеры» из своих 88-мм и 75-мм длинноствольных орудий поражали наши танки на дистанции до 1500 м.

Было очевидно, что танку необходимо было новое орудие калибра 85 мм или даже более. Захваченный практически неповрежденным «Тигр» был испытан на НИБТполигоне в Кубинке, где при обстреле стандартное орудие Ф-34 не пробило его броню даже с 200 м, но хорошо зарекомендовала себя 85-мм зенитная пушка 52 К. Она смогла поразить лобовую броню немецкой машины с расстояния 1 км. Позже на ее основе с учетом конструктивных особенностей орудий немецких танков и САУ была создана легкая пушка Д-5Т с небольшой длиной отката. Для ее установки в танк требовалось расширить башенный погон до 1600 мм, так что параллельно с этим орудием разрабатывались пушки, пригодные для постановки в стандартную башню Т-34-76.

После всесторонних испытаний наиболее предпочтительной была выбрана конструкция орудия Д-5Т, но завод бездумно пообещал командованию изготовить экземпляр машины с пушкой С-53 в двухместной башне старого типа. Этот проект оказался крайне неудачным, да еще и отвлек персонал завода от работы над Т-34-85, вооруженного Д-5Т. В результате первые серийные танки увидели свет лишь в январе 1944 года.


Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Среда, 19.11.2008, 00:05 | Сообщение # 8
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний огнеметный танк ОТ-34

Отличительной чертой этого огнеметного танка на базе Т-34 было сохранение основного вооружения. Огнемет АТО-41, являвшийся одним из самых совершенных образцов подобного оружия, позволял совершать огнеметание на дальность до 100 м со скорострельностью 120 выстр/с.

В соответствии с программой перевооружения РККА, в начале 1941 года был сконструирован и принят на вооружение автоматически действующий танковый огнемет АТО-41. Дальность огнеметания составляла 65 метров, а спецсмесью — до 100 метров. На каждый выстрел расходовалось до 10 литров огнесмеси. АТО-41 по принципу действия относился к поршневым огнеметам многократного действия и вначале войны был одним из самых совершенных образцов танковых огнеметных средств. АТО-41 мог монтироваться на любом линейном танке, причем артиллерийское вооружение сохранялось. Благодаря этому огнемет не только не снижал огневой мощи танка, а, напротив, увеличивал её. Опыт боев начального периода Великой Отечественной войны показал необходимость создания огнеметных танков на базе КВ и Т-34. Работы по созданию огнеметного варианта Т-34 начались в КБ на Уралвагонзаводе под руководством Петра Петровича Васильева, который ранее разрабатывал места механика-водителя и стрелка-радиста для тридцатьчетверки. Огнемет было решено разместить вместо курсового пулемета, а баллоны с огнесмесью и сжатым воздухом заняли место стрелка-радиста, что, в отличие от КВ-8, позволило сохранить 76-мм пушку. Амбразура огнемета была защищена небольшой, но толстой бронемаской. Установка огнемета потребовала перемещения радиостанции из корпуса в башню на место коробок для пулеметных боеприпасов. Антенна размещалась снаружи на задней стенке башни.
Вскоре новые танки начали поступать в войска. В 1942 году конструкторы создали танковый огнемет АТО-42. Он являлся улучшенным вариантом огнемета АТО-41. Отличие нового огнемета от предыдущего — в конструкции отдельных узлов и большем количестве баллонов со сжатым воздухом. Дальность огнеметания смесью из 60% мазута и 40% керосина увеличилась до 70 метров, а специальной огнесмесью — до 100-130 метров. Повысилась и скорострельность — 24-30 огневыстрелов в минуту. Возросла до 200 литров емкость баков для огнесмеси. Скорострельность АТО-42 — один выстрел в две секунды. Огнеметание могло вестись одиночными выстрелами и автоматическими очередями.
В 1943 году было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34. С 1944 года начался выпуск огнеметных танков на базе Т-34/85. На них также устанавливался АТО-42 вместо курсового пулемета. Сохранение на огнеметном танке основного вооружения 85-мм пушки было немалым достижением, т.к. на большинстве огнеметных танков тех времен, как наших, так и иностранных это не удавалось. ОТ-34/85 внешне был неотличим от линейных танков, что очень важно, так как для применения огнемета он должен был подойти близко к цели и не быть «узнанным» противником. Из огнеметных танков обычно формировались отдельные батальоны, придававшиеся танковым корпусам на время проведения специальных операций. После 1943 года структура такого батальона была смешанной, включающей в себя роту обычных танков Т-34 и две огнеметные роты танков ОТ-34. Кроме того, с 1944 года, полки огнеметных танков трехротного состава (20 машин в полку) входили в состав 1, 2, 4, 10 и 2-й гвардейской штурмовой инженерно-саперных бригад.

Техническая характеристика



Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
AndronalinДата: Среда, 19.11.2008, 00:09 | Сообщение # 9
Unterfeldwebel
Группа: Администратор{BC}
Сообщений: 63
Репутация: 5
Статус: В тылу
Средний танк Т-44

Средний танк Т-44 является сильно модернизированной версией Т-34-85. В его конструкции устранены практически все недостатки предыдущей машины, изменена компоновка корпуса. Т-44 определил развитие не только советской, но и мировой танковой промышленности на много лет вперед. Благодаря расположению двигателя поперек машины удалось увеличить рабочее пространство для экипажа, а также сместить башню ближе к центру машины.

Это позволило перенести люк механика-водителя из лобовой плиты на крышу. Серийное производство Т-44 продолжалось с 1944 по 1946 год, когда он был заменен новым танком Т-54.

Вопреки расхожему мнению, в боевых действиях Великой Отечественной войны танк участия не принимал, несмотря на достаточно большое количество выпущенных за военный период машин — около 900.

Средний танк Т-44 был разработан в КБ завода №183 под руководством А.А. Морозова. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники. От Т-34-85 новый танк отличался устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа.
Высоту силового отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного дизеля к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать двигатель на низкой, жесткой, но легкой подмоторной раме. В итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм. Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненых опорных катков на борт, ведущего колеса, колеса заднего расположения с пятью роликами (зацепление гребневое) и направляющего колеса с натяжным механизмом. В ходовой части применена индивидуальная торсионная подвеска опорных катков. Двигатель соединялся с пятискоростной коробкой передач так называемой гитарой — повышающим редуктором из трех цилиндрических шестерен с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи позаимствовали у «тридцатьчетверки». Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню (в целом подобную башне Т-34/85) в центр корпуса. На подбашенном листе освободилось место для люка механика-водителя, люк, как и шаровая установка курсового пулемета, был убран с лобового листа корпуса. В таком виде Т-44 успешно прошел фронтовые испытания и его запустили на восстановленном танковом заводе №75 в Харькове. В четвертом квартале 1944 года было изготовлено 25, а в 1945 году 880 танков этого типа.
В 1946 году в связи с началом серийного производства танка Т-54 производство Т-44 прекратили. В боевых операциях Великой Отечественной войны танк Т-44 участия не принимал. В 1945 году на базе Т-44 в опытном порядке был построен танк Т-44-100, вооруженный 100-мм пушкой Д-10Т. Масса танка возросла до 33,5 т, на люке заряжающего установили зенитный пулемет ДШК, ходовую часть защитили 6-мм экранами. Серийно этот танк не производился, так как на подходе уже был Т-54. В 1944-1945 годах «Уралмашзаводом» на базе агрегатов Т-44 и Т-34 были построены и испытаны опытные образцы самоходок СУ-101 и СУ-102, вооруженные соответственно 100-мм и 122-мм пушками.

Техническая характеристика



Проигравший ищет оправдание, тогда как победитель просто празднует победу.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вольные Стрелки © 2024