«Мамонт X-66» является тяжёлым танком союзников во Второй мировой войне, который только прошёл технические испытания и пущен в серию. Он вооружён двумя 120-мм пушками и дополнен ракетницами «Бивень Мамонта» (англ. Mammoth Tusk) для борьбы с пехотой и воздушными целями. Это вооружение было прикреплено к ходовой части из четырёх гусениц и защищено сверхтолстой бронёй. Каждый из этих танков имел на борту целый отряд инженеров, которые могли ремонтировать его в боевых условиях и восстанавливать до 50% повреждений. Но эти преимущества были уменьшены малой мобильностью танка, большой ценой и длительным временем производства.
Вермахт посчитал «Мамонт» серьёзной угрозой для своих планов, поэтому саботировал намерение союзников начать массовое производство этих танков, уничтожив прототипы в исследовательских лабораториях Африки.
Тяжелый пехотный танк "Валентайн" Mk.III Valentine
Построенный по инициативе фирмы «Виккерс-Армстронг», танк «Валентайн» отвечал основному принципу, который был принят в межвоенный период в армии Великобритании и предусматривал наличие танков двух типов — крейсерских, предназначавшихся для осуществления операций, проводившихся ранее кавалерией, и тяжелых танков для поддержки пехоты. Для этих последних бронирование превалировало над всеми другими боевыми качествами. Тем не менее, в процессе разработки «Валентайна» конструкторы фирмы «Виккерс» использовали ряд узлов и агрегатов со своих крейсерских танков, строившихся по заказу военного министерства, которое позволяло экономить время и трудовые затраты на разработке «своего» танка. В результате, когда «Валентайн» появился на свет, он был скорее хорошо бронированным крейсерским танком, чем чисто пехотным. Однако его невысокая скорость была тем недостатком, который постоянно давал о себе знать при действии на открытой местности.
Танк обязан своим именем святому Валентину, на день которого — 14 февраля 1938 года — пришлась подача проекта в военное министерство. Заказ же был размещен только в июле 1939 года, когда министр потребовал изготовить 275 новых танков в самые сжатые сроки. Первые машины поступили на вооружение в мае 1940 года, причем часть танков пошла на оснащение кавалерийских частей для компенсации потерь, понесенных под Дюнкерком, и только позже они появились в танковых бригадах, где начали выполнять свойственную им роль поддержки пехоты. Серийное производство пехотных танков «Валентайн» завершилось в начале 1944 года, но до этого со сборочных линий заводов успели сойти 8275 машин. Около 1420 танков были построены в Канаде. 1390 из них вместе с 1300 машинами, собранными в Великобритании, в соответствии с программой ленд-лиза отправились в СССР. В Советском Союзе новые танки немедленно поступили во фронтовые танковые подразделения, где сразу же завоевали любовь танкистов простотой конструкции и надежностью двигателя и трансмиссии. Зато вооружение «Валентайнов» полностью разочаровало их: калибр орудия, установленного на танке, уже давно стал полным анахронизмом на Восточном фронте. В ряде случаев вместо слабых английских пушек советские специалисты устанавливали превосходные отечественные 76,2-мм танковые орудия, отлично зарекомендовавшие себя на танках Т-34.
В составе английской армии «Валентайн» получил боевое крещение в Северной Африке в 1941 году. Все последующие модификации этого танка использовались на том же театре военных действий до окончания африканской кампании. Некоторое количество танков попало в Тунис в составе 1-й армии. Эти «Валентайны» эксплуатировались в условиях пустыни и своей надежностью и выносливостью заслужили себе прекрасную репутацию. После сражения под Эль-Аламейном часть их своим ходом прошла еще 4830 км, следуя за 8-й армией. В 1942 году один эскадрон танков «Валентайн» был использован при вторжении на Мадагаскар, танки этого же типа стояли на вооружении 3-го новозеландского дивизиона, воевавшего на тихоокеанском театре военных действий. Некоторые из этих машин получили новое вооружение: 2-фунтовая пушка уступила место 3-дюймовой гаубице для непосредственной поддержки пехоты. Небольшое количество «Валентайнов» было отправлено в Бирму и эксплуатировались в Аракане; несколько машин усилили гибралтарский гарнизон. В 1944 году, когда готовилось вторжение в Нормандию, «Валентайн» был переклассифицирован в боевой танк, но к тому времени его корпус и шасси уже послужили базой для создания множества бронированных машин самого различного назначения, и именно в таком виде «Валентайны» в большом количестве появились во Франции.
Ни один другой танк не имел столько модификаций, сколько «Валентайн». В качестве боевого танка машина строилась в одиннадцати версиях, следовавших одна за другой. К ним следует добавить плавающие танки «Валентайн» DD, мостоукладчики, огнеметные танки и несколько типов минных тральщиков. Базовая модель отлично подходила для самых невероятных экспериментов: например, однажды появилась идея освободить шасси «Валентайна» от всех лишних деталей, приделать к нему несколько ракетных двигателей и тем самым претворить в жизнь мечту Жюля Верна — создать летающий танк...
Как и в большинстве танков, корпус «Валентайна» делился на три отделения: управления, боевое и силовое. Механик-водитель располагался по оси машины и не имел ни одного лишнего квадратного сантиметра площади. В танк он попадал через люк, находившийся над его сиденьем, и после того, как крышка люка задраивалась, его обзор обеспечивали только узкая смотровая щель и два перископа.
Башня располагалась над боевым отделением и была абсолютно неудачной. Во всех модификациях она оставалась по-прежнему тесной и неудобной. В версиях с экипажем из трех человек двое танкистов постоянно находились в башне и выполняли не только свои функции, но и чужие. По меньшей мере это касалось командира танка: кроме своей основной работы ему приходилось заряжать орудие, указывать цели наводчику и поддерживать радиосвязь. Обзор у него был очень ограниченным, так как на башне не было ни купола, ни командирской башенки, и в ходе боя, когда все люки были закрыты, командиру приходилось рассчитывать на один-единственный перископ. Естественно, по этой причине он оставлял люк открытым, чтобы время от времени выглядывать наружу. Следствием этого являлись многочисленные потери среди личного состава. В задней части башни располагалась радиостанция № 19, в состав которой входила маленькая коротковолновая рация для связи с пехотой во время проведения совместной операции. Таким образом, командиру танка приходилось работать с двумя радиостанциями и, кроме того, с помощью интеркома руководить действиями своего экипажа. Учитывая все это, нельзя не понять командиров танков, которые всем модификациям «Валентайнов» предпочитали четырехместные версии Mk III и V, несмотря на то, что объем их башен был ничуть не больше, а приборы наблюдения оставались такими же плохими.
Что касается пушки, то она была под стать башне. 2-фунтовая, она имела лишь одно достоинство — высокую точность боя. Однако она устарела еще в 1938 году и оставалась на вооружении в начальной стадии боев в пустыне лишь потому, что еще как-то справлялась с итальянскими и самыми легкими немецкими танками на дальности, не превышавшей 1 км. Другим серьезным недостатком пушки было то, что она не имела фугасных боеприпасов для стрельбы по небронированным целям. Боекомплект танка состоял из 79 выстрелов и 2000 патронов для спаренного с пушкой пулемета BESA. «Валентайны» Mk VIII, IX и X были вооружены 6-фунтовой пушкой, но даже это более мощное орудие оказалось устаревшим уже с момента своего появления. Кроме того, по причине невероятного легкомыслия модификации Mk VIII и IX не имели спаренного с пушкой пулемета, и экипажу приходилось использовать против пехоты противника основное вооружение танка. На Mk X пулемет стоял, но он «съедал» и без того скудный внутренний объем танка. На большинстве версий «Валентайнов» внутри башни находился легкий пулемет «брен», который при необходимости мог быть установлен на башне. Пользоваться им мог только командир танка, подставляя себя при этом под огонь противника. На «Валентайнах» канадской постройки вместо пулеметов BESA стояли американские «браунинги» калибра 7,62 мм, а некоторые (очень немногие) танки имели еще и дымовые гранатометы, которые устанавливались по бокам башни.
Вращение башни осуществлялось с помощью гидравлического привода, который обеспечивал хорошее наведение, но окончательный доворот выполнялся вручную. Наведение 2-фунтовой пушки по вертикали производилось наводчиком, который использовал для этого плечевой упор. На последующих модификациях пушка наводилась на цель по вертикали с помощью маховика механизма ручной наводки.
Силовое отделение являло собой полную противоположность боевому. Оно было просторным и обеспечивало легкий доступ к двигателю, обслуживание которого отличалось простотой, что особенно ценили механики-водители и ремонтники. В целом силовая установка танка удовлетворяла практически любым условиям эксплуатации. На модификации Mk I стоял карбюраторный двигатель АЕС, но все последующие версии оснащались дизелями. В состав трансмиссионной группы входила пятискоростная коробка передач «Медоус» и бортовые фрикционы.
Броневые листы «Валентайнов» всех модификаций крепились с помощью заклепок и не имели рациональных углов наклона. Лобовые листы танков канадского производства, а также версий Mk X и XI, которые строились в Великобритании, были литыми и, соответственно, более прочными и дешевыми, однако в целом бронирование «Валентайнов» оставляло желать лучшего. Если лобовая часть танков имела более-менее удовлетворительную защиту, то на корме и крыше толщина брони уменьшалась с 65 мм до 8 мм, что было явно недостаточно.
Ходовая часть, типичная для того периода, была «тихоходной» и состояла из двух тележек по три, катка на борт, которые подвешивались на горизонтальных пружинах. Передние и задние катки имели больший диаметр, чем промежуточные, и корпус танка располагался довольно высоко над землей. Три маленьких поддерживающих катка предотвращали провисание гусениц. В целом ходовая часть зарекомендовала себя достаточно хорошо, однако при эксплуатации танка зимой в Советском Союзе гусеницы часто пробуксовывали в глубоком снегу.
Плавающий танк «Валетайн» DD использовался в основном в учебных целях, однако несколько этих машин участвовало во вторжении в Италию. Версия DD представляла собой обычный «Валентайн», который был тщательно загерметизирован и оснащен складным экраном, поддерживавшим погруженный в воду танк на плаву. Наверху также крепился экран, снимавшийся после выхода машины на берег.
Боевая масса, т 16,25 Размеры: - длина, мм 5893 - ширина, мм 2634 - высота, мм 2279 Экипаж 4 человека Вооружение 2-фунтовая пушка OQF калибра 40 мм и один 7,92 мм пулемет BESA Боекомплект 79 выстрела, 3150 патронов Бронирование: - Броня, мм От 8 до 65 Тип двигателя AEC, 6-цилиндровый, рядный, дизель жидкостного охлаждения Максимальная мощность, л.с. 131 Максимальная скорость на гусеницах, км/ч 24 Запас хода, км 144
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
Тяжелый пехотный танк "Черчилль" Mk.IV Churchill (А22)
Пехотный танк «Черчилль» появился в результате конкурса, объявленного британским военным ведомством с целью создания машины, способной заменить танк «Матильда» II. Проект № А20 был посвящен новому танку, и работы над ним начались в сентябре 1939 года на фирме «Гарланд энд Вулф» в Белфасте. Военное ведомство намеренно разделило заказ, чтобы, во-первых, привлечь к «пирогу» максимально большее количество фирм, страдавших от последствий великой депрессии, а во-вторых, как можно шире распространить опыт и знания, необходимые для производства бронированных боевых машин.
В результате этой политики военных в июне 1940 года появилось четыре прототипа заказанного танка, но на этом дальнейшая работа застопорилась. Если бы проект довели до конца, то новый танк напоминал бы ромбовидную машину первой мировой войны с выступающими башнями, вооруженными 2-фунтовыми пушками. Фирма «Воксхолл моторс» получила контракт на следующую модель пехотного танка А22 и смогла воспользоваться плодами работ, выполненных по проекту А20. Проектирование новой машины началось в неблагоприятных условиях: английские войска только что вернулись из Дюнкерка, и в Великобритании не было ни одного организованного бронетанкового подразделения. В этих условиях военное министерство предоставило фирме «Воксхолл» год отсрочки на разработку, постройку и испытание танка, подчеркнув при этом, что сборочные линии для новых машин должны быть готовы через двенадцать месяцев. Перед лицом таких жестких требований конструкторской группе не оставалось ничего другого, кроме как засучить рукава и приниматься за работу, и спустя семь месяцев первый образец танка своим ходом покинул стены завода. В июне 1941 года; т. е. меньше чем через одиннадцать месяцев после начала работ, были готовы первые четырнадцать серийных образцов. После этого темпы производства стали быстро возрастать.
Такая спешка не могла пройти бесследно, и первые версии «Черчилля» имели множество недостатков. Разработанный специально для нового танка 12-цилиндровый двигатель немного напоминал два мотора от грузовика «Бедфорд», поставленных на бок и соединенных общим картером. Таким образом конструкторы рассчитывали сделать силовую установку более компактной и в то же время облегчить доступ к ее агрегатам. Двигатель действительно получился компактным, однако образцом доступности назвать его было никак нельзя. Топливный насос приводился в действие гибким валом, который располагался под мотором и с самого начала обладал неприятным свойством отсоединяться. Гидравлические толкатели, скопированные с американских моторов, по идее должны были работать без проблем, но они часто выходили из строя, вследствие чего приходилось менять весь двигатель. Карбюратор, также с гидравлическим приводом, имел тенденцию к отсоединению от системы подачи топлива. Мощность двигателя не соответствовала, весу танка, который, в целом, оказался весьма «тупым». Его принятие на вооружение было по меньшей мере преждевременным.
После года эксплуатации во фронтовых условиях большую часть этих дефектов удалось устранить, но за первые двенадцать месяцев танк заработал репутацию хрупкой и капризной машины, избавиться от которой он уже так и не смог.
Претензии, которые выдвигались в адрес А22, основывались на суровых требованиях войны и были более реалистичны, чем любые условия на проектирование, выданные в мирное время. В частности, танк должен был иметь низкий силуэт и мощное бронирование — два необходимых условия для его выживания в бою. К сожалению, в первом проекте фирмы «Воксхолл» сохранились все проблемы с вооружением, которые как проклятие висели над английскими танками, начиная с 1918 года. В башне помещалась только 2-фунтовая пушка, а в 1940 году этот калибр был уже полным анахронизмом. Но самое неприятное заключалось в том, что другой подходящей пушки в тот момент не было. 6-фунтовая пушка находилась еще в процессе разработки, а оснастка государственных артиллерийских арсеналов была рассчитана на производство только 2-фунтовых, и в условиях глубокого кризиса, последовавшего за Дюнкеркским поражением, времени для конверсии не было. Поэтому в течение еще одного года пришлось мириться с 2-фунтовой пушкой. Для усиления огневой мощи танка конструкторы предложили следующее решение: 3-дюймовая гаубица CS устанавливалась в передней части корпуса рядом с местом механика-водителя. Такое расположение орудия во многом напоминало компоновку французского танка В1, отношение к которой было более чем скептическим, однако в этой связи следует еще раз напомнить, что другого выхода у конструкторов не было — они могли использовать только то, что имели под рукой. Танков «Черчилль» I CS было построено очень мало и их отличительной чертой являлось оригинальное вооружение: две 3-дюймовые гаубицы, одна из которых устанавливалась в башне вместо 2-фунтовой пушки.
На танках «Черчилль» II и его модификациях орудие в корпусе уступило место пулемету BESA. В марте 1942 года была наконец готова 6-фунтовая пушка, и в том же месяце ее приспособили под башню «Черчилля» III. После этого одна за другой стали появляться новые модификации: Mk VII имел 75-мм пушку, Mk VIII — 95-мм гаубицу CS, а некоторые Mk IV с африканского театра военных действий были переделаны под 75-мм пушку и 7,62-мм пулемет «браунинг», которые снимались с американских «Шерманов» и «Грантов». Очень мощное для того времени бронирование было, вероятно, основным достоинством «Черчилля». Толщина лобовой брони увеличивалась на каждой модификации. Когда позволяло время и в наличии имелся необходимый материал, на танки более ранних моделей наваривались дополнительные броневые листы. Башни увеличивались в размере и становились более сложными. Mk VII был первым английским танком с командирской башенкой, которая обеспечивала круговой обзор, что являлось несомненным шагом вперед, хотя в то время командирские башенки имелись практически на всех немецких танках. В просторном боевом отделении много места отводилось для хранения боекомплекта. В боеукладках Mk I помещалось 150 выстрелов для 2-фунтовой пушки и 58 снарядов для 3-дюймовой гаубицы, при этом в танке оставалось место для пяти членов экипажа. Ширина корпуса позволяла без особых проблем установить башню с 6-фунтовой пушкой от «Черчилля» Mk III. Что касается установки 75-мм и 95-мм орудий, то тут конструкторам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями: внутренний объем башни был слегка маловат. И вообще, при взгляде на нее казалось, что она установлена косовато. Такое впечатление возникало из-за того, что вместо использования технологии цельного литья башню делали по частям: борта были литыми, а крыша — из кованной стали.
«Черчилль» был первым английским танком с коробкой передач «Мерритт-Браун», хотя ее испытали на А6 десятью годами раньше. Дифференциальный механизм поворота, находившийся в одном блоке с коробкой передач, позволял разворачивать танк на месте. Другой новинкой (по крайней мере для английской бронетанковой техники) явилось использование трехдискового главного фрикциона, который существенно облегчил управление танком и обеспечил плавность хода. Ходовая часть состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра на борт, имевших индивидуальную балансирную подвеску на цилиндрических пружинных рессорах; ведущее колесо располагалось сзади. Достоинства такой системы заключались в ее простоте, экономичности и относительной неуязвимости: танк мог потерять по несколько катков с каждого борта и при этом сохранить свои ходовые качества. Первой боевой операцией с участием пехотных танков «Черчилль» был рейд на Дьепп 19 августа 1942 года. В нем приняли участие 28 танков модификаций Mk I, II и III. Дальше береговой черты пройти удалось лишь нескольким машинам, остальные утонули при десантировании или же были подбиты при преодолении полосы прибоя.
Несколько танков «Черчилль» Mk III были опробованы в боях под Эль-Аламейном. Немцам удалось подбить одну машину из 88-мм зенитной пушки. Впоследствии «Черчилли» во все возрастающих количествах поступали в Северную Африку в 25-ю армейскую танковую бригаду и участвовали в боях в Тунисе вплоть до конца кампании.
Танки «Черчилль» Mk IV (NA 75) состояли на вооружении только одного соединения — 21-й армейской танковой бригады и в ее составе прошли всю итальянскую кампанию.
301 танк «Черчилль», в основном модификаций Mk III и IV, был отправлен в Советский Союз по программе ленд-лиза. На советско-германском фронте эти танки участвовали в таких крупных операциях, как Курская битва и снятие блокады с Ленинграда.
Во вторжении на европейский континент летом 1944 года участвовали две бригады «Черчиллей». Следует отметить, что на вооружении танковых войск английской армии других пехотных танков в то время уже не было.
Танк «Черчилль» послужил базой для создания большого количества машин специального назначения: мостоукладчиков, БРЭМ, саперных и огнеметных танков. Всего было построено 5460 «Черчиллей» различных модификаций. Часть танков находилась в строю до конца 50-х годов.
Боевая масса, т 39,5 Размеры: - длина, мм 7440 - ширина, мм 3250 - высота, мм 2490 Экипаж 5 человек Вооружение 6-фунтовая пушка и два 7,92 мм пулемета BESA Бронирование: Броня, мм От 16 до 102 Тип двигателя "Бедфорд", 12-цилиндровый, горизонтально-оппозитный, карбюраторный, жидкостного охлаждения Максимальная мощность, л.с. 350 Максимальная скорость на гусеницах, км/ч 24,8 Запас хода, км 144
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...