НОО: Panzerkamptwagen Ausf D1 (Sd Kfz 267, 268) Другое обозначение: Зс Serie ZW
Изготовитель: «Даймлер-Бенц» № шасси: 60341-60370 Изготовлено 30 ед. с июня 1938 г. по март 1939 г.
История. Необходимость в командирских машинах для тактического управления танками была осознана с самого начала создания танковых войск в 1935 г. Поскольку малый командирский танк для этой цели подходил мало, решено было использовать базу Pz Kpfw III. Внешне он почти не отличался от линейного танка, так что не привлекал особого внимания противника. Первоначальный заказ на 32 машины выполнен не был, ввиду задержки в производстве и введения новой ходовой части.
Характерные особенности. Танк модификации D1 имел ту же конструкцию и ходовую часть, что и Pz Kpfw III D. Разница была в более толстой броне и в маске пушки. Башня закреплена, введены дополнительные смотровые приборы и пистолетные амбразуры по бортам надстройки и амбразура вместо лобового пулемета. От линейного танка Pz Kpfw III D1 отличала большая рамочная антенна на крыше кормовой части корпуса.
Применение. В 1938-1939 гг. штаб каждого танкового батальона, полка и бригады имел по одному командирскому танку. На 1 сентября 1939 г. насчитывалось 38 командирских танков модификаций D1 и Е. Некоторые части не были полностью укомплектованы ими или не имели совсем. Командирские танки модификации D1 служили в 1940 г. в ходе компании во Франции, но ввиду неудачной ходовой части в начале 1941 г. были изъяты из боевых частей.
Дата создания - 1938-39гг. Экипаж - 6 человека Боевая масса - 18,2 т. Длина - 5,98 м. Ширина - 2,87 м. Высота - 2,42 м.
Тип двигателя «Майбах» HL108TR К.П - 6 вперед, 1 назад Скорость по шоссе до 40 км/ч Запас хода по шоссе - 165 км Радио- FuG 6 + FuG 8 (Sd Kfz 267),FuG 6 + FuG 7 (Sd Kfz 268)
Фотографии Среднего командирского танка Ausf D1
Нажми для увеличения
/// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
НОО: Panzerbefehlswagen Ausf E (Sd Kfz 266-268) Другое обозначение: 2 Serie gr Bef Wg
Изготовитель: «Даймлер-Бенц» № шасси: 60501-60545 Изготовлено: 45 ед. с июля 1939 г. по февраль 1940 г.
История. Второй заказ на 45 командирских танков предполагал использовать базу Pz Kpfw III E. Ввиду недостатка материалов в начале войны выполнение его задержалось.
Характерные особенности. Командирский танк модификации Е имел тот же корпус и ходовую часть, что и линейный танк Pz Kpfw III E. Отличиями были макет пушки, неподвижная башня, дополнительные смотровые приборы и пистолетные амбразуры по бортам надстройки и амбразура вместо установки лобового пулемета. На крыше кормовой части корпуса — большая рамочная антенна.
Применение. К началу компании на Западе в мае 1940 г. в войсках находилось 64 командирских танка модификаций D1 и Е, к ним в ходе боевых действий в качестве пополнения поступило еще 8 машин. Командирские танки Pz Bef Wg III E служили, постепенно выбывая, до конца войны.
Дата создания - 1939-40гг. Экипаж - 5 человека Боевая масса - 19,5 т. Длина - 5,38 м. Ширина - 2,91 м. Высота - 2,44 м.
Тип двигателя «Майбах» HL120TR К.П - 10 вперед, 1 назад Скорость по шоссе до 40 км/ч Запас хода по шоссе - 165 км Радио- FuG6 + FuG2 (Sd Kfz 266), FuG 6 + FuG 8 (Sd Kfz 267), FuG 6 + FuG 7 (Sd Kfz 268)
Фотографии Среднего командирского танка Ausf E
Нажми для увеличения
/// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
НОО: Panzerbefehlswagen Ausf H (Sd Kfz 266-268) Другое обозначение: 3 Serie gr Pz Bef Wg
Изготовитель: «Даймлер-Бенц» № шасси: 70001-70145, 70146-70175 Изготовлено: 145 ед. с ноября 1940 г. по сентябрь 1941 г. и 30 ед. с декабря 1941 г. по январь 1942 г.
История. В январе 1939 г. поступил заказ на !45 машин третьей серии «больших командирских танков». Исходя из опыта боев в Польше и Франции, было решено увеличить толщину брони 30-мм накладками в лобовых и кормовых деталях корпуса. Сразу же после выпуска первых машин серии Н в октябре 1941 г. поступил заказ на 30 машин «старого типа». Некоторые получили корпуса от модификации Р, а остальные - от Pz Kpfw III H.
Характерные особенности. Командирские танки модификации Н имели тот же корпус, что и линейные танки той же модификации, но с теми же дополнениями, что и предыдущие командирские танки. Сначала стоял 37-мм макет пушки, а затем пушки 50-мм L/42. На крыше башни помещен перископ TSF1.
Применение. В штабах танковых батальонов и полков теперь стало по два командирских танка. В новой организации батальона связи имелось семь Pz Bef Wg Sd Kfz 281 и 268. В семнадцати танковых дивизиях, готовых к наступлению в Россию летом 1941 г., насчитывалось 120 командирских танков модификаций Е и Н. Новые поступления этих машин в основном шли на вооружение вновь создающихся соединений, таких, как 25-я TD, 2-я танковая дивизия СС «Дас Райх» и дивизия «Великая Германия». В начале летнего наступления в июне 1942 г. на фронте находилось около 75 командирских танков.
Дата создания - 1940гг. Экипаж - 5 человека Боевая масса - 21,8 т. Длина - 5,4 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,44 м.
Тип двигателя «Майбах» HL120TR К.П - 6 вперед, 1 назад Скорость по шоссе до 40 км/ч Запас хода по шоссе - 165 км Радио- FuG6 + FuG2 (Sd Kfz 266), FuG 6 + FuG 8 (Sd Kfz 267), FuG 6 + FuG 7 (Sd Kfz 268)
Фотографии Среднего командирского танка Ausf H
Нажми для увеличения
/// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
Средний командирский танк Pz BfWg III с 50-мм пушкой
НОО: Panzerbefehlswagen mit 5cm KwK L/42 (Sd Kfz 141) Другое обозначение: Pz Kpfw III Sd Kfz 141) (als Pz Bef Wg)
Нажми для увеличения
Изготовитель: «Даймлер-Бенц» № шасси: 72001-74100 Изготовлено 81 ед. с августа по ноябрь 1942 г. 104 переделано из Pz III с марта по сентябрь 1943 г.
История. После боев в Польше войска потребовали вооружить командирские танки более серьезным оружием, чем несколько пистолет-пулеметов и единственный башенный пулемет. Это желание исполнилось спустя почти три года, когда фирма «Даймлер-Бенц» получила заказ на переделку Pz Kpfw III в командирский танк, оснащением его радиостанцией дальнего действия. В январе 1943 г. Управление вооружений распорядилось в дальнейшем не выпускать специальные командирские танки. Следовало использовать для этой цели обычные линейные танки. С марта по сентябрь 1943 г. было переоборудовано в командирские 104 танка Pz Kpfw III с 50-мм пушкой L/42. Уменьшен был боекомплект и добавлена радиостанция дальнего действия.
Характерные особенности. Это такие же машины, как танки Pz Kpfw III Ausf J. Единственным отличием было снятие лобового пулемета и уменьшение боекомплекта к пушке, что позволило поместить в танке дополнительную радиостанцию. На крыше башни устанавливался перископический прибор TSF1.
Применение. Эти танки были переданы вновь сформированным танковым дивизиям СС «Ляйбштандарте Адольф Гитлер», «Дас Райх», «Тотенкопф» и «Викинг». Они поступали также в счет восполнения потерь. Помимо использования в танковых полках и в танковых батальонах связи, они с 1943 г. стали применяться как командирские машины в частях истребителей танков, штурмовых орудий и в радиоподразделениях танковых войск.
Дата создания - 1942г. Экипаж - 5 человека Боевая масса - 21,5 т. Длина - 6,28 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,50 м.
Вооружение: 1—50-мм пушка 5cm KwK L/42 и
в башне
1—7,92-мм
CП MG34
УГН.град.: 360
=
УВН, град.: минус 10 — +20
=
Прицел - TZF5d
=
=
БК: 75 (ОФ и Б) патр.для пушки и 1500 патр.SMK для пулеметов.
НОО: Panzerbefehlswagen mit 5cm KwK 39 L/60 Другое обозначение: 4 Serie Pz Bef Wg Ausf К
Изготовитель: «Даймлер-Бенц» № шасси: 70201-70250 Изготовлено: 50 ед. с декабря 1942 г. по февраль 1943 г.
История. Первоначальный заказ на 200 командирских танков 4-й серии был выдан в октябре 1941 г. Предполагалось оставить главное оружие — 50-мм пушку L/60. Заказ был отложен по причине, во-первых, изготовления 30 дополнительных Pz Bef Wg III Ausf H, а во-вторых, ввиду заказа на 80 командирских танков, переделанных из танков Pz Kpfw III J. В конце концов 4-я серия командирских танков с 50-мм пушкой L/60 в узкой маске выпускалась одновременно с Pz Kpfw III M с октября 1942 г., но заказ был сокращен до 50 единиц, так как производство Pz Kptw III свертывалось и вначале было решено переделать линейные танки в командирские.
Характерные особенности. Командирские танки модификации К имели те же корпус и надстройку, но без дополнительных смотровых приборов и пистолетных амбразур. Изменена конструкция башни, маску пушки сделали уже, убран спаренный пулемет и добавлен смотровой прибор в передней части башни, такой же, как и прибор водителя. Антенна изменена на штыревую.
Применение. Командирские танки модификации "К" поступали для восполнения тяжелых потерь зимой 1942—1943 гг. Эти танки до середины 1944 г. оставались и в тех частях, которые были полностью вооружены танками Pz Kpfw IV.
Дата создания - 1941гг. Экипаж - 5 человека Боевая масса - 23 т. Длина - 6,41 м. Ширина - 2,95 м. Высота - 2,51 м.
Вооружение:1-50-мм пушка 5 cm KwK39 L/60 , 1—7,92-мм,СП MG34 в башне
Тип двигателя «Майбах» HL120TRM К.П - 6 вперед, 1 назад Скорость по шоссе до 40 км/ч Запас хода по шоссе - 155 км Радио- FuG5 + FuG8 (Sd Kfz 267), FuG5 + FuG7 (Sd Kfz 268)
Фотографии Среднего командирского танка Ausf K
Нажми для увеличения
/// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
НОО: Artillerie- Panzerbeobachtungswagen Другое обозначение: Panzerkampfwagen III (Sd Kfz 143)
№ шасси: 60401-78000 Переделано 262 ед. из Pz III с февраля 1943 г. по апрель 1944 г.
История. С появлением самоходных артиллерийских установок появилась необходимость в бронированных машинах наблюдателей. Поскольку танки Pz Kpfw III устарели, было решено переделать их в танки-наблюдатели. Это было временное решение, так как в дальнейшем предполагалось строить специальные машины. Впрочем, осуществлено это не было.
Характерные особенности. Корпус, надстройка и башня танков Pz Kpfw III модификаций от Е до М были сохранены. Был добавлен 30-мм броневой лист на лоб и корму корпуса и корму надстройки на машинах модификаций от Е до G. Убран лобовой пулемет, а амбразура заделана. Убрана первоначальная маска с заменой на более толстую с пулеметом посередине и установлен макет пушки.
Применение. Переданы сначала в дивизионы САУ «Гуммель» и «Веспе» в начале 1943 г., где и оставались до конца войны. В каждую батарею САУ входили два Pz Beob Wg
Дата создания - 1943-44гг. Экипаж - 5 человека Боевая масса - 19,5—23 т. Длина - 5,52 м. Ширина - 2,92 м. Высота - 2,50 м.
Тип двигателя «Майбах» HL120TRM или ТR К.П - 10 вперед, 4 назад или 6 вперед, 1 назад Скорость по шоссе до 40 км/ч Запас хода по шоссе - 165 км Радио- FuG8 и FuG4
Фотографии Бронированной машины наблюдателей
Нажми для увеличения
/// /// /// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...