Легкая бронированная гусеничная машина для обучения
НОО: Panzerkampfwagen I Ausf A. Ohne Aufbau Другое обозначение: Krupp Traktor LaS
//
Круп поиски и «сельскохозяйственный трактор».
Изготовители: «Хеншель», MAN, «Даймлер-Бенц», «Райнметалл- Борзип>, «Крупп-Грузон» № шасси: 8011-9000 В феврале - апреле 1934 г. построено 15 машин
История. Версальский договор запрещал Германии иметь и разра батывать танки и другие бронированные машины. Поэтому было построено 15 корпусов без надстройки, башни и вооружения. В 1933 г. пяти машиностроительным фирмам было .предложено по строить по три машины. Для того чтобы скрыть нарушение дого вора, они официально обозначались как «сельскохозяйственные тракторы».
Характерные особенности. Чисто гусеничная машина с четырьмя опорными катками на борт; пятый, несколько большего диаметра, опушен на землю, выполняя роль направляющего колеса. Три под держивающих ролика. Первый каток имел пружиную подвеску с гидравлическим амортизатором, остальные катки устанавливались попарно на листовых рессорах с внешней балкой. Эта балка напо минала, что в качестве образца для машины была выбрана танкет ка «Карден-Лойд».
Применение. Эти машины предназначались только для обучения танкистов. Весной 1934 г. их передали в первые два формирующиеся танковые полки, а также в центры обучения в Цоссене и Ордруфе.
//
Прототип экспортного танка LKA кониерна «Крупп» 1937 г. >> //
Использование LaS для обучения целителей. >> //
Дата создания - 1934г. Экипаж, чел. — 2 Боевая масса, т- 3,5 Длина, м — 4,02 Ширина, м — 2,06 Высота, м- 1,15
Двигатель — «Крупп» М 305 КП — 5 вперед/1 назад Скорость, км/ч — 37 Запас хода, км - 145
НОО: Panzerkampiwagen I Ausf A (Sd Kfz 101) Другое обозначение: LaS (Vs Kfz 617)
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовители: «Хеншель», MAN, «Даймлер-Бенц», «Крупп-Грузон» № шасси: 9001-1477 С июля 1934 г. по июнь 1936 г. построено 818 машин
История. Pz 1 Ausf А был первым массовым немецким танком. Первоначальный заказ на 135 единиц, выданный Круппу, был увеличен в январе 1934 г. на 450 машин всем фирмам, привлеченным к его производству.
Характерные особенности. В Pz 1 Ausf А использовалось шасси предыдущей машины, на корпус которой установили подбашенное отделение с башней, смещенной вправо, что позволило установить для водителя двустворчатый люк на левом борту и крыше подбашенного отделения. Оба пулемета установлены в одной маске. Для экипажа из двух человек имелось 5 смотровых щелей в надстройке и 6 в башне. Вентиляция боевого отделения была недостаточной, и двигатель воздушного охлаждения перегревался. Поэтому в процессе производства на крыше кормового отделения установили всасывающие жалюзи и две направляющие лопатки для отработанного воздуха.
Применение. Первые Pz I Ausf А поставили в сентябре 1934 г. В июле 1935 г. учебный центр располагал 475 машинами. Новые танковые части формировались из кадров, обученных в существующих частях. Они забирали с собой свои Pz I, и к началу войны эти танки оказались во всех танковых частях. Танки применялись в ходе компании в Польше и во Франции, а в составе 40-го танкового батальона приняли участие в оккупации Дании и Норвегии. С конца 1940 г. и в течение следующего года они выводились из всех боевых частей. В последний раз они воевали в 1941 г. в Финляндии и Северной Африке.
Дата создания - 1934г. Экипаж - 2 человека Боевая масса - 5,4 т. Длина - 4,02 м Ширина - 2,06 м Высота - 1,72 м
Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG-13 в башне УГН,град. - 360 (вручную) УВН,град. - минус 12 - +18 Прицел - TZF2 Боекомплект - 2250 патронов в SMK
Тип двигателя "Крупп" М 305 (1525 об./мин.) КП - 5 вперед и 1 назад Мощность двигателя - 57 л.с. Скорость по шоссе до 37 км/ч Запас хода по шоссе -145 км Радио- FuG2
Фотографии Легкого пулеметного танка PzKpfw I Ausf A (Sd Kfz 101)
Нажми для увеличения
/// /// /// /// /// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
НОО: Panzerkampfwagen I Ausf В (Sd Kfz 101) Другое обозначение: LaS Maybach
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовители: «Хеншель», «Даймлер-Бенц», «Крупп-Грузон», «Вег-маннн» № шасси: 104708-16500 С 1935 по июнь 1937 г. построено 675 машин
История. Когда выяснилось, что мощность мотора Pz I Ausf А недо статочна, да и к тому же он еще и перегревался, то ту же башню поместили на удлиненное шасси, первоначально созданное для ко мандирской машины Pz Bef Wg.
Характерные особенности. Pz I Ausf В имел удлиненное по сравнению с Pz I Ausf А шасси. Ходовую часть изменили, добавив пятый опорный каток, направляющее колесо приподняли. Поддерживающих роли ков стало 4. Крышу кормы переделали. Переконструировали воздухо заборники. Башня и надстройка осталась как у Pzl Ausf A.
Применение. Основные поставки в танковые части произошли в 1935 -1940 гг. Со второй половины 1940 г. начался вывод танков из строе вых частей, и к моменту нападения на СССР в танковых полках их насчитывалось всего 774. Их оставили как машины командиров рот и батальонов противотанковых САУ. В 1943 г. эти командиры жало вались на их полнейшую непригодность для этой задачи.
Дата создания - 1934г. Экипаж - 2 человека Боевая масса - 5,8 т. Длина - 4,42 м Ширина - 2,06 м Высота - 1,72 м
Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG-13 в башне УГН,град. - 360 (вручную) УВН,град. - минус 12 - +18 Прицел - TZF2 Боекомплект - 2250 патронов в SMK
Легкая гусеничная разведывательная машина Pz I Ausf С,D
НОО: Panzerkampfwagen I Ausf С,D Другое обозначение: Pz Kpfw nA (VK601-VK602)
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовитель: «Краусс-Маффай» № шасси: 150101-150140 С июля по декабрь 1942 г. изготовлено 40 САУ
История. Предназначался первоначально для ВДВ как быстроходные разведывательные машины. Дальнейшее развитие Pz I с усилен ным бронированием. 15.09.1939 г. фирма «Краусс-Маффай» получила заказ на разработку шасси, а «Даймлер-Бенц» — надстройки и башни. После испытаний единственного изготовленного прототипа было решено существенно переработать ходовую часть. Сначала предполагалось снабдить гусеницы самосмазывающимися пальцами, но остановились на сухих. Для следующего прототипа VK602 планировался более мощный двигатель «Майбах» HL61.
Характерные особенности. Pz I Ausf С — это совершенно новая конструкция по сравнению с Pz I Ausf А и Ausf В. Торсионная подвеска катков позволяла достичь высокой скорости движения. Водитель получил смотровой прибор в лобовом листе и второй слева. Командирская башенка оборудованая перископами кругового обзора для командира, имевшего к тому же телескопический прицел. Главное вооружение - крупнокалиберный (по-видимому, 13,2- или 15-мм) пулемет EW 141 в спарке с MG34.
Применение. Два танка в начале 1943 г. поступили в 1-ю танковую дивизию в России для испытаний в бою. Остальные 38 попали в резервные части 58-го резервного танкового корпуса летом 1944 г.
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Дата создания - 1939г. Экипаж - 2 человека Боевая масса - 8,0 т. Длина - 4,19 м Ширина - 1,92 м Высота - 1,94 м
Пехотный штурмовой танк Pz I Ausf F с противоснарядной броней
НОО: Panzerkampfwagen I Ausf F Другое обозначение: Pz Kpftv I nA Verstakt (VK1801)
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовитель: «Краусс-Маффай» № шасси; 150301-150330 С апреля по декабрь 1942 г. изготовлено 30 единиц
История. Дальнейшее развитие Рz I с максимально возможной тол щиной брони. Заказ на 30 машин, выданный 22.12.1939 г., был вы полнен. Дополнительный заказ на 100 единиц отменен. Первая ма шина VK 1802 получила преселекторную коробку передач.
Характерные особенности. Опорные катки расположены в шахмат ном порядке. Подвеска торсионная. Броня защищала от снарядов почти всех существовавших противотанковых орудий. В крыше баш ни размещены пять перископов командира и бинокулярный теле скопический прицел для пулемета. Смотровой прибор водителя со скользящей заслонкой находится в лобовом листе надстройки, а в ее крыше слева от водителя имеется перископ.
Применение. 8 танков в начале 1943 г. поступили в 1-ю танковую дивизию. Еще в июле 1943 г. 12-я танковая дивизия имела три исправных танка.
Дата создания - 1942г. Экипаж - 2 человека Боевая масса - 21,0 т. Длина - 4,38 м Ширина - 2,64 м Высота - 2,05 м
Вооружение: 2-7,92-мм пулемета MG34 в башне. УВН град. - минус 10 - +20 Прицел - TZF8
Малая бронированная командирская машина Kl Bef Wg (Sd Kfz 265) HOO: Kleine Panzerbefehlswagen Кl Bef Wg (Sd Kfz 265)
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовитель: «Даймлер-Бенц» № шасси: 9406-9430, 10478-15200 В 1935-1937 гг. изготовлены 184 машины и еще 6 — на базе Pz I Ausf A
История. Создана как малая командирская машина. Pz I имел лишь радиоприемник; новая машина получила и передатчик. Обеспечено место радисту. Несколько машин переделано из Pz I Ausf А. Для kl Рz Bef Wg создано новое шасси, общее с Pz I Ausf В.
Характерные особенности. Рубка построена путем увеличения высоты бортовых броневых листов. Единственное вооружение — пулемет в шаровой установке. Первые машины имели двустворчатый люк в крыше рубки, впоследствии замененный четырехугольным куполом со смотровыми шелями. После польской кампании лоб корпуса, рубки и купола дополнительно забронирован 15-мм броней. Некоторые машины получили 12-мм дополнительную броню в нижней части лба корпуса.
Применение. В 1935—1940 гг. поступили в распоряжение командиров танковых рот. батальонов и бригад. С конца 1940 г, изымались из звена роты, оставаясь до конца 1942 г. в штабах более высокого звена. С 1940 г. использовались в батальонах связи и как машины наблюдателей в артиллерийских полках танковых дивизий.
Дата создания - 1935г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 5,9 т. Длина - 4,42 м Ширина - 2,06 м Высота - 1,99 м
Вооружение: 1-7,92-мм пулемет MG13 или MG34 в рубке. Наведение — вручную Прицел — KgZF2 БК: 900 патр. SMK
НОО: Panzerkammfwagen I Flamm Ausf A (Sd Kfz 101) Другое обозначение:Flammenwerferwagen I Ausf A
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
На шасси PzKpfw I Ausf A была построена небольшая серия легких огнеметных танков. Огнемет располагался во вращающейся башне на месту спаренной пулеметной установки. Баки с горючим веществом были убраны внутрь корпуса на место боезапаса для пулеметов.
От дальнейшего производства машины отказались из-за малого возимого запаса огнесмеси и слишком слабого бронирования, которое не позволяло танку подойти к противнику на достаточное для огнеметания расстояние.
Фотографии Легкого огнеметного танка Pz I Flamm
Нажми для увеличения
/// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
Потребность в бронированной самоходной зенитной установке возникла почти после первого опыта применения незащищенных зенитных САУ на шасси тягача SdKfz 10. Выбор шасси устаревшего PzKpfw I Ausf A был не случайным: из-за ограниченных возможностей производства вооружений приоритетным направлением был выпуск боевых танков.
В ходе применения танка неизбежны были его столкновения с сухопутными силами противника. Тонкая 13-мм броня пробивалась огнем противотанковых ружей и даже крупнокалиберных пулеметов, а стрельба из 20-мм пушки машины только демаскировала ее, принося чисто символическую боевую пользу. Несколько более успешно установки применялись для борьбы с пехотой противника. Противовоздушные же качества 20-мм пушки оцениваются как посредственные.
Во время боевых действий германского Вермахта против Франции в 1940 году подразделения ПВО сухопутных войск имели на вооружении первые образцы зенитной самоходной артиллерии, а именно 20-мм автоматическую пушку на шасси 1-тонного полугусеничного тягача (Sd Kfz 10/4), недостаток которого выявился очень скоро - он был не бронированным. Потребность в такой гусеничной машине, которая имела бы броневую защиту экипажа, была осознана уже в 1940 году, но в период военных успехов не было времени на ее разработку. В качестве базы выбрали шасси устаревшего легкого танка Panzer I Ausf.A. Для этого были причины: из-за ограниченных возможностей производства вооружений приоритетным направлением был выпуск боевых танков. Использование их ходовых частей для переделки в зенитные танки не рассматривалось - в конце концов имелось довольно большое количество устаревших легких танков, которые могли пригодиться для этого.Об истории создания зенитного танка (Flakpanzer I), к сожалению известно очень мало. Согласно В.Шпильбергеру, распоряжение о переделке ходовой части исходило от Отдела артиллерийско-технического снабжения сухопутных войск (Heerswaffenamt/WaPruf 6) и было направлено двум фирмам - Alkett (Berlin-Tegel) и Daimler-Benz (Berlin-Marienfelde). Однако другие источники утверждают, что переделка осуществлялась на фирме Stoewer в Штеттине. Поэтому более вероятным представляется предположение, что Stoewer взял на себя окончательную сборку поставляемых деталей. Основные шасси для переделки предоставила 1-я рота 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610) где Panzer I Ausf. А использовались как транспортеры боеприпасов. В качестве вооружения зенитного танка использовалась 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 с боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту. Созданная для Panzer I Ausf.А ходовая часть была во многих отношениях неудачной, что вело к трудностям для будущих экипажей: базовая машина, первоначально рассчитанная на экипаж из двух человек при полной бронезащите, должна была теперь иметь экипаж от 5 (для действий по наземным целям) до 8 человек (для зенитной стрельбы), а это значительно увеличивало нагрузку на ходовую часть. Заднее направляющее колесо (ленивец) было на уровне земли, поэтому при быстрых поворотах танк сбрасывал гусеницы, что при использовании зенитного орудия для стрельбы по наземным целям могло привести к роковым последствиям. Так же у танка была довольно ненадежная трансмиссия и. слабый двигатель в 57 л.с., который долго доставлял неприятности, быстро нагревался: и на глушителях можно было даже обжечь пальцы. Многие недостатки вели к необходимости создания улучшенного варианта на шасси Panzer I Ausf.В, который в 1941 г. все равно уже был устаревшим. Хотя в этой модификации было больше места для экипажа, базовой моделью почему-то была выбрана ходовая часть Ausf .А. Все эти существенные недостатки указывали на то, что при этой переделке надо было сделать зенитный танк мобильным, вездеходным и в кратчайшее время. Предназначался он для борьбы с низколетящими самолетами в походных порядках сухопутных войск. Чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, лобовая броня была перемещена вперед на 18-20 см. Для увеличения площади орудийная платформа была снабжена дополнительными закрепленными на шарнирах створками. Боковые створки были из небронированной стали и поэтому не обеспечивали защиту от огня пехоты противника, а задняя створка в большей степени служила в качестве опоры для частей вооружения. На заново созданной платформе зенитная пушка Flak 38 по отношению к оси машины была смещена вправо, за счет чего водитель получил лучший доступ к отделению управления. Сама пушка не была закреплена "намертво" и могла быть вручную демонтирована силами расчета за 4 минуты и за 6 минут снова установлена на платформу. Единственным удобством для экипажа на марше были кожаные амортизирующие прокладки на платформе. Личное оружие - карабины Маузер 98К и часть боеприпасов для пушки укладывались внутри танка за сиденьем водителя. Большая часть боеприпасов и запасные стволы к орудию перевозились в специальном прицепе (Sd.Ah.51), там же в деревянных ящиках перевозились и личные вещи экипажа. Для прицепа Sd. Ah. 51 зенитный танк получил новое удлиненное сцепное устройство. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.
Таким образом, произведенный серией в количестве 24 единиц, Flakpanzer I стал первым зенитным танком вермахта. Все машины поступили на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614). Батальон был сформирован в Апьтварпе (Altwarp), в одном из центров формирования подразделений ПВО сухопутных войск, в районе Штеттина. В период переделки боевой машины велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей. Как моторизованное подразделение батальон располагал довольно разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин. В конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал через Берлин, Дрезден, Будапешт, Прагу, в Румынию в район Ясс. Оттуда начался "долгий марш" - по меньшей мере 600 км - в предполагаемый район боевых действий на южном участке Восточного фронта. Сначала на батальон были возложены задачи по охране мостов через Днепр. Целесообразность использования зенитного танка чрезвычайно успешно реализовалась применением его в качестве орудийной платформы для 2-cm Flak, поражающей многие воздушные цели. Однако весьма проблематичным представляется постоянное использование его против наземных целей: так же как и при использовании штурмовых орудий, в этом случае было необходимо взаимодействие с собственной пехотой. Но под огнем противника она часто оставалась лежать и не могла обеспечить защиту зенитных танков от флангового огня. При решительном противодействии из укреплений применение зенитных танков в наземном бою часто вело к их гибели. Опаснейшим противником экипажа зенитного танка были при этом расчеты противотанковых ружей, ведущие огонь из хорошо оборудованных траншей. Советские подразделения имели на вооружении значительное количество таких ружей (14,5-мм ПТРД и ПТРС), которые легко пробивали 13-мм броню Panzer I Ausf.A на расстоянии 500 м. А трассирующий след при стрельбе из 20-мм зенитки Flak 38, который действовал на противника деморализующе, давал возможность легкого визуального обнаружения танка в наземном бою. Типичной иллюстрацией применения зенитного танка для борьбы с наземными целями является отчет о сражении под Харьковом 17 мая 1942 года унтер-офицера Кнаппе из 1-ой роты 614-го зенитного батальона: "Ровно в 4.45 обрушился шквал огня, а через пять минут мы услышали шум авиационных моторов. Такого мы еще не испытывали: 200 немецких бомбардировщиков атаковали вражеские позиции. Наши собственные штурмовые группы при этом тоже понесли потери, так как находились на исходных позициях только в 200 метрах от врага. К тому же ветер нес в нашу сторону густой дым от разрывов. Тотчас вражеская артиллерия открыла заградительный огонь и вынудила нас искать все возможные укрытия, чтобы избежать осколков. Затем пехота пошла в атаку, для нас это означало "Зенитки к бою!" На краю деревни наступление приостановилось, первый зенитный танк вышел из строя, унтер-офицер Меллер и ефрейтор Звере погибли, остальные члены экипажа были ранены. Лейтенант Буссе повел вперед второй танк и тоже сразу был ранен, экипаж вынужден был покинуть танк. Русские снайперы имели господство на поле боя и вынудили нашу пехоту отойти в укрытия. Неужели так удачно начавшееся наступление захлебнется? Мой зенитный танк получил повреждения гусениц. К счастью мы находились в мертвой зоне и стали лихорадочно их восстанавливать. Все зависело от моего экипажа... Мы осторожно двинулись вперед. Перед нами находилась долговременная огневая точка прикрываемая снайперами простреливавшими всю местность. С дистанции 300 метров, за считанные секунды, мы поразили огнем все видимые амбразуры. У противника больше не было шансов и вскоре все оставшиеся в живых вышли с поднятыми руками. Почти 100 солдат противника были взяты в плен нашей пехотой. Наступление продолжалось, после нескольких очередей мы вывели из строя минометную батарею. Трех убитых и 12 раненых из 34 человек стоило нам это наступление". В дальнейшем 614-й зенитный батальон участвовал в летнем наступлении германской армии на южном участке Восточного фронта в составе 6-ой полевой армии. Но постоянное переподчинение рот различным подразделениям сухопутных войск привело к тому, что батальон постепенно был растащен. Зимой 1943 года 614-й моторизованный зенитный батальон погиб под Сталинградом. Эмблемой 614-го моторизованного зенитного батальона было изображение барабана. Идея этой эмблемы принадлежала командиру 2-й роты обер-лейтенанту Мехельсону. У каждой роты барабан был разного цвета. Белый - 1 -я рота, красный - 2-я рота, желтый - 3-я. Штаб батальона имел в качестве опознавательного зеленый цвет. Хотя все боевые машины батальона должны были иметь эмблему, ее изображения в разных ротах имели различия. Кроме того, изображение изменялось с течением времени: в свободное время его могли подновить или от руки покрасить щиты в темный цвет. Эмблема наносилась на левый борт боевой машины и иногда на правую часть кормы.
Фотографии Легкого зенитного танка Flakpanzer I
Нажми для увеличения
/// /// /// /// /// /// /// ///
Не так страшен русский танк,как его пьяный экипаж...
ЛЕГКИЙ ТАНК Pz II и машины на его базе (SdKfz 121)
///
Легкий танк Pz Kpfw II а/1, а/2 и а/3
НОО: Panzerkampfwagen II Ausf a/1, a/2 und a/3 (S3 Kfz 121) Другое обозначение: 1 Serie LaS 100
Изготовители: MAN, «Даймлер-Бенц» № шасси: 20001-20075 С мая 1936 г. по февраль 1937 г. изготовлено 75 единиц
История. Первоначально назывался танком с 20-мм пулеметом (Vs Kfz 622) и разрабатывался для дополнения Pz I танком с автомати ческой пушкой, способной вести огонь как фугасными гранатами, так с бронебойными снарядами. Период проектирования был весь ма коротким: заказ на 10-тонный танк Управление вооружения вы дало в июле 1934 г., а в октябре 1935 г. испытывался прототип из неброневой стали. Еще преодолевались «детские болезни», когда был выдан заказ на три серии по 25 опытных машин в каждой.
Характерные особенности. После выпуска первых десяти танков серии а/1 сварное направляющее колесо, опирающееся на землю, было заменено на литое, ошинованное резиновым бандажом. Машины серии а/2 получили моторное отделение с огнестойкими стенками, изолированное от боевого отделения. Под моторным отделением введен люк для доступа к топливному насосу и фильтру. Серия а/3 получила радиатор большего размера и улучшенную пружинную под веску.
Применение. Танки Pz II весной 1936 г. поступили в тогдашние тан ковые части. Сначала их давали командирам взводов и рот, а затем стали формировать по взводу в каждой роте для борьбы с танками противника. В польской кампании Pz II оставались еще основными танками, а во время кампании во Франции им уже поручалось веде ние разведки. В начале войны с СССР каждый танковый полк и каждая рота имели взвод Pz II, которому поручалась разведка. В 1942 г. эти взводы были убраны из танковых рот, а в конце 1943 г. все Pz II были выведены из состава танковых полков. Они использовались до конца войны лишь на второстепенных фронтах.
КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ
Pz.lla1 — первый вариант массой 7,6 т. Корпус и башня — сварные. Башня сме щена к левому борту корпуса. Бронирование — от 5 до 10 мм. Двигатель Maybach HL 57TR мощностью 130 л. с. Скорость -40 км/ч. Запас хода по шоссе — 210 км. Вооружение: 20-мм пушка KwK 30 и пуле мет MG 34. Экипаж 3 чел. Изготовлено 10 единиц.
Pz.lla2 — небольшие изменения в сис теме охлаждения генератора и вентиля ции боевого отделения. Ликвидированы резиновые бандажи на поддерживающих катках. Изготовлено 15 единиц.
Pz.lla3 — установлена моторная перегородка и дополнительные люки в днище для доступа к агрегатам двигателя. Изготовлено 50 единиц.
Дата создания - 1936г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 7,6 т. Длина - 4,38 м Ширина - 2,74 м Высота - 1,95 м
HOO: Panzerkampfwagen II Ausf b (Sd Kfz 121) Другое обозначение: 2 Serie Las 100
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовители: MAN, «Даймлер-Бенц» № шасси: 21001-21025 С февраля по март 1937 г. построено 25 единиц
История. Танки Ausf b являлись вторым образцом в опытных сериях Pz II.
Характерные особенности. Серия с улучшенными характеристиками. Изменения внесены в конструкцию трансмиссии. Новый двигатель. Увеличена ширина ведущего колеса, опорных катков и траков гусе ницы, поддерживающие ролики меньшего диаметра. Изменены пру жины подвески, поставлены усиленная балка для обоих пар катков. Подняты задние части надкрылков, что снизило забрызгивание гря зью. Улучшены вентиляции и охлаждение моторного отделения. Ус тановлен новый выхлоп.
Применение. Танки Pz II Ausf b служили там же и так же, как и танки Pz II Ausf а/1, а/2, а/3.
Дата создания - 1937г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 7,9 т. Длина - 4,76 м Ширина - 2,14 м Высота - 1,96 м
НОО: Panzerkampfwagen II Ausf с, А, В und С (Sd Kfz 121) Другое обозначение: 2. 3, 4, 5, 6 и 7 Serie LaS 100
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовители: «Даймлер-Бенц», «Хеншель», «Вегманнн», «Алькетт», MIAG, FAMO № шасси: 21101-27000 С марта 1937 г. по апрель 1940 г. построено 1113
История. Это последние образцы опытных серий. Они получили привычный для Pz II вид. Ausf С сохранил 13-мм броню машины Ausf В. Ausf А стали первыми серийными Pz II, они выпускались с июля 1937 г. Ausf В с декабря 1937 г., a Ausf С с июня 1938 г.
Характерные особенности. На танках Ausf С ходовая часть вместо шести катков малого диаметра получила пять катков большого диа метра на независимой пружинной подвеске. Число поддерживаю щих роликов увеличилось до четырех. Изменена конструкция тра ков и ведущего колеса. В очередной раз усовершенствованы венти ляция и охлаждение моторного отделения. Редукторы и шестерни планетарного механизма поворота у 25 машин модификации Ausf С изготовлены из эрзаца молибденовой стали. Модификация Ausf A получила новую улучшенную трансмиссию. Различия между моди фикациями А, В и С незначительные. Серийная модель танка отли чалась смотровыми щелями, двустворчатым люком на башне и закругленной носовой частью корпуса.
Противотанковые ружья поляков легко пробивали броню танков. С мая 1940 г. на лобовые детали корпуса и башни дополнительно уста навливались на болтах 20-мм стальные листы, что составило 70% лобовой проекции. Остальные 30% экранировались другими элемен тами. Перед нападением на СССР командиры танков жаловались на ограниченность видимости из танка. С октября 1940 г. дефект был устранен установкой на крыше купола с восемью перископами.
Применение. Так же, как и на танках предыдущих серий.
Испытания танков модификаций «а» и «Ь» выявили существенные недостатки в конструкции их ходовой части. Поэтому в 1937 году был разработан совершенно новый тип шасси для танка Pz.ll. Ходовая часть теперь включала применительно к одному борту пять обрези-ненных опорных катков среднего диаметра, подвешенных на четвертьэллеп-тических листовых рессорах. Число поддерживающих катков увеличилось до четырех. Подверглись модернизации ведущие и направляющие колеса. Повысились плавность хода на бездорожье и скорость движения по шоссе. Внесен ные изменения повлекли за собой уве личение габаритов боевой машины: дли на возросла до 4810 мм, ширина — до 2223 мм, высота — до 1990 мм. Соответственно увеличилась и боевая масса — с 7,9 до 8,9 т.
В 1937 году началось производство «массовых» модификаций танка Pz.ll. Выпуск первой из них — Ausf.A — предположительно начался с марта 1937 года на заводе фирмы Henschel в Касселе, а затем продолжился на заводе Alkett в Берлине. Машины Ausf.A получили синхронизированную коробку передач ZF Aphon SSG46 и двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л.с, а также новые смотровые щели с броневыми заслонка ми для механика-водителя и ультракоротковолновую радиостанцию (ранее применялась коротковолновая)
Танки варианта «В» незначительно отличались от машин версии «А». Изменения носили в основном технологический характер, упрощавший серийное производство.
На боевых машинах модификации «С» улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестекла толщиной 50 мм (у «А» и «В» — 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf.C были крайне низкими. Достаточно ска зать, что в июле 1939 года собрали 9 машин, в августе — 7, в сентябре — 5, в октябре — 8, а в ноябре — всего 2 танка!
Дата создания - 1937г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 8,9 т. Длина - 4,81 м Ширина - 2,22 м Высота - 1,99 м
HOO: Panzerkampfwagen II Ausf D und E (Sd Kfz 121) Другое обозначение: 8 Serie LaS 138
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Изготовитель: MAN № шасси: 27001-28000 С мая 1938 г. по август 1939 г: выпущено 43 единицы
История. Танки Pz II Ausf D/E разрабатывались для обеспечения преследования и разведки в составе кавалерийских соединений. Ос новное внимание уделено повышению скорости с 40 до 55 км/ч.
Характерные особенности. Конструкция корпуса и ходовой части тан ка модификаций D и Е в корне отличалась от таковой их предшествен ников. Башня, однако, была сохранена. В лобовом листе надстройки имелись две смотровые Щели с броневыми заслонками — левая для водителя, правая - для радиста. Это первые танки с торсионными элементами подвески и с преселекторной коробкой передач. В ходо вой части четыре катка большого диаметра без поддерживающих ро ликов. Катки двойные, траки с одним ведущим гребнем со смазкой пальцев. Ведущие и направляющие колеса новой конструкции.
Применение. Поступили в танковые части легкопехотных дивизий. Ими укомплектовали единственный танковый батальон, участвовавший в боях в Польше в Р939 г. В марте 1940 г. танки Pz II D/E направлены для перевооружения в огнеметные.
Дата создания - 1938г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 10,0 т. Длина - 4,65 м Ширина - 2,3 м Высота - 2,06 м
НОО: Panzerkampfwagen II Ausf F (Sd Kfz 121) Другое обозначение: 9 Serie LaS 100
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Производитель: FAMO № шасси: 28001-28834 С марта 1941 г. по декабрь 1942 г. построено 524 единиц
История. Последняя серия Pz II. Начало выпуска планировалось на середину 1940 г., но началось с марта 1941 г. В июне 1942 г. намеча лось на базе танка создать противотанковую САУ с 75-мм пушкой 7,5 cm РаК. 40, и 20 июня 1942 г. приняли решение 50% Pz II Ausf F выпускать в виде САУ. В августе того же года было решено уже все шасси использовать для САУ. В декабре 1942 г. FAMO изготовил последние 15 танков.
Характерные особенности. Носовая часть корпуса выполнялась в виде единой броневой плиты толщиной 35 мм. Надстройка также выпол нялась из единой 30-мм плиты с ложной смотровой щелью справа. Ходовая часть повторяла таковую у танков Pz II Ausf С, лишь слегка изменена конструкция ленивца. Усилено до 30 мм бронирование лба башни. На башне — командирская башенка с восемью периско пами.
Применение. Аналогично предыдущим модификациям, кроме D и Е.
Дата создания - 1941г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 9,5 т. Длина - 4,81 м Ширина - 2,28 м Высота - 2,15 м
Вооружение: 1-20-мм пушка KwK30 L/55 в и 1—7,92-мм СП MG34 башне УВН,град. - минус 9,5 - +20 УГН.град. - 360, вручную Прицел - TZF4
НОО: Panzerkammfwagen II Flamm Ausf A und В (Sd Kfz 122) Другое обозначение: «Flamingo»
Кликнуть на фото для просмотра других ракурсов
Производитель: FAMO № шасси: 27001-28000 С января 1940 г. по март 1942 г. выпущено 112 машин и 43 перестроены из Рz D/E
История. Необходимость в огнеметной бронированной машине воз никла в начале 1939 г., и 21 января 1939 г. был дан заказ на устано вочную серию в 90 машин на базе танка Pz II Ausf D. Прототип из неброневой стали был изготовлен в июле 1939 г. Выпуск танков пер вой серии начат в мае 1940 г., а еще три серии машин достроены в феврале 1941 г. Второй заказ на 150 машин поступил в августе 1941 г. но к марту 1942 г. было изготовлено всего 65 и на этом остановились, а подготовленные шасси пошли на оборудование противотанковых САУ с 76,2-мм трофейной пушкой.
Характерные особенности. Для Pz II (F1) использовано шасси танка Pz II Ausf D/E путем замены штатной башни на меньшую с одним пулеметом. Два огнеметных брандспойта по передним углам корпуса над гусеницами. Емкости с огнесмесью помещены внутри корпуса, а 4 баллона со сжатым азотом помещены за броневой защитой по бортам надстройки. В ходовую часть машин второй серии внесены незначительные изменения.
Применение. Впервые участвовали в боях в июне 1941 г. в России как машины ближней поддержки, сведенные в танковые батальоны. Батальон сочли слишком крупной единицей, а тонкая броня и по вышенная пожароопасность вели к значительным потерям. В нача ле 1942 г. два батальона огнеметных танков переформировали в обыч ные танковые батальоны, а их техника была возвращена на завод для переделки в САУ с 76,2-мм пушкой.
Дата создания - 1940г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 12,0 т. Длина - 4,9 м Ширина - 2,4 м Высота - 1,85 м
НОО: Panzerkampfwagen II Ausf G Другое обозначение: Pz Kpfw II nA {VK 901)
Изготовитель: MAN № шасси: 150001-150075 С апреля 1941 г. до февраля 1942 г. изготовлено 12 машин
История. VK-901 — дальнейшее развитие Pz Kpfw II с увеличенной скоростью. 18 июня 1938 г. фирмам MAN (шасси) и «Даймлер-Бенц» (надстройка и башня) был выдан заказ на установочную партию из 75 машин с началом производства с октября 1940 г. Прототип был изготовлен в конце 1939 г., но построено всего 12 машин.
Характерные особенности. Новая ходовая часть с пятью катками, расположенными в шахматном порядке без поддерживающих роли ков. Лобовой лист корпуса сплошной, без лючков. Водитель и ра дист, сидевший рядом, имели смотровые щели в передней и боковых стенках корпуса. Башня - без смотровых приборов, но с командир ской башенкой с перископами и прицелом.
Применение. Сведений о передаче танков в войска нет. 27 башен к этим танкам использованы в фортификационных сооружениях.
Дата создания - 1941г. Экипаж - 3 человека Боевая масса - 10,5 т. Длина - 4,24 м Ширина - 2,38 м Высота - 2,05 м
Вооружение: 1 пулемет EW141 и 1-7,92-мм пулемет MG34 в башне УГН.град. - 360 (вручную) Прицел - TZF10